Состоялось очередное заседание Депутатского штаба по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при Законодательном Собрании Иркутской области, в состав которого входят председатели представительных органов всего региона. Одним из вопросов повестки заседания стоял вопрос об особенностях завершения учебного года в образовательных организациях, подведомственных министерству образования Иркутской области, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции. С докладом по нему выступила председатель Думы Наталья Ефремкина, отметив, что в муниципальном образовании «город Усолье-Сибирское» в соответствии с распоряжением министерства образования Иркутской области с 6 апреля образовательный процесс в школах осуществлялся в удаленном режиме обучения с применением дистанционных образовательных технологий. В большинстве школ – с помощью интернета, а там, где такой возможности нет, – с использованием бумажных или флэш-носителей. Обучение школьников осуществлялось с использованием разнообразный учебных платформ.
Таким образом, в школах реализовывались варианты организации обучения с помощью использования дистанционных цифровых платформ, он-лайн обучение (видеоконференции и др.), а также самостоятельная домашняя работа с обратной связью через электронную почту, социальные сети, чаты.
В процессе обучения возникли трудности материально-технического характера. Это отсутствие автоматизированных рабочий мест как учителей, так и обучающихся, низкая пропускная способность интернет-соединений. Кроме этого, выявилась низкая социальная ответственность родителей обучающихся. В некоторых семьях нет возможности оплаты интернета для учащихся при работе с планшетами, отсутствует контроль за организацией рабочего временя обучающегося.
В настоящее время педагоги ждут нормативных документов и готовятся к сдаче единого государственного экзамена, но есть опасения по поводу проблем, которые могут возникнуть при проведении ЕГЭ, а именно:
- при проведении термометрии участников на входе необходимы бесконтактные термометры, которых нет в пунктах проведения экзаменов;
- отсутствие средств индивидуальной защиты для организаторов экзамена (перчатки);
- отсутствие рецеркуляторов в достаточном количестве для проведения дезинфекции аудиторий.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25.03.2020 года № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней», Указом Губернатора Иркутской области от 26.03.2020 года № 63уг, распоряжением министерства образования Иркутской области от 26.03.2020 года № 273-мр, на территории города Усолье-Сибирское, учитывая потребность населения в услугах предоставления дошкольного образования, с 30.03.2020 года на базе трех дошкольных образовательных учреждений были организованы «дежурные» группы, которые посещали от 50 детей до 100 детей. С 13.04.2020 года, согласно учету потребностей родителей, в связи с выходом на работу, количество «дежурных» групп в четырех дошкольных образовательных организациях увеличилось от 100 до 150 детей. На сегодняшний день в города Усолье-Сибирское функционируют 23 дошкольных образовательных учреждения, в них 67 дежурных групп 580 детей. С 01.06.2020 года будут открыты 26 дошкольных учреждений. Во всех образовательных организациях, где есть дежурные группы, соблюдены все меры профилактики.
В своем выступлении Наталья Ефремкина сделала акцент на то, что педагогические работники и образовательные организации – хорошие исполнители всех рекомендаций сверху. Но необходимо говорить о том, что в условиях пандемии обострились вопросы в образовании те, которые возможно, нужно было решать раньше, что их тоже следует начать решать незамедлительно, не дожидаясь полного выхода из карантинных мероприятий.
Во-первых, это вопрос заработной платы педагогов, системы оплаты. Усольские депутаты обращались с данным вопросом неоднократно в министерство образования, да и на федеральном уровне начали говорить об изменении оплаты труда педагогов. Сегодня средняя заработная плата работникам образования добивается в регионе за счет увеличения нагрузки на педагогических работников, реально понимая, что от этого зависит качество образования. К примеру, учителя начальных классов, даже имеющие первую квалификационную категорию, и молодые специалисты, имеющие доплату, не достигают на ставку 18 часов в неделю уровня минимального размера оплаты труда. При этом, выплаты за качество работы не должны догонять зарплату на ставку до уровня МРОТа.
Во–вторых, качество интернета в образовательных учреждениях желает лучшего, и каждое место учителя в любом классе должно иметь обеспеченность качественного выхода в интернет с применением различных форм обучения в режиме онлайн, как для одного учащегося, так и для группы учащихся. А это и программное обеспечение, и материально-техническое состояние, и возможность обслуживания этого оборудования. Эти вопросы не могут быть решены за счёт субвенций и тех средств, которые направляются на содержание учреждения. Это отдельный вопрос, который необходимо решать в регионе.
Еще один вопрос, в условиях пандемии. Контролирующие органы издают новые документы - рекомендации для обучения в условиях распространения коронавирусной инфекции. Роспотребнадзор опубликовал рекомендации для работы российских школ в условиях риска распространения коронавирусной инфекции. За каждым классом предлагается закрепить отдельное помещение и не допускать общение учеников из разных классов на переменах, сократить число учащихся в классе. По мнению Н. Ефремкиной, если речь идет об эпидемии, то она согласна, но какие-то меры могут впоследствии закрепиться в нормативных актах. Очень хотелось, чтобы они были адекватными, не оторванными от российской действительности, поэтому нужно писать и говорить об этом, не соглашаться по некоторым аспектам. Ведь за этими рекомендациями стоит и вопрос подушевого финансирования школ, в том числе, и реалии переполненности школ, организации питания и т.д.
По итогам работы заседания Депутатского штабы, с учетом поступивших замечаний, выработаны предложения, которые будут направлены для рассмотрения в соответствующие профильные комитеты Заксобрания и в Правительство Иркутской области.