Дума города Усолье-Сибирское
 
 
 

В соответствии с бюджетным и федеральным законодательством рассмотрение проектов муниципальных программ и внесение в них изменений относится к полномочиям представительного органа местного самоуправления. Опираясь на эти нормы, во многих муниципалитетах Иркутской области разработаны и утверждены нормативные документы, регламентирующие данную процедуру. Предложение о разработке и утверждении порядка рассмотрения Думой города Усолье-Сибирское проектов муниципальных программ города Усолье-Сибирское и предложений о внесении изменений в муниципальные программы города Усолье-Сибирское было внесено в ноябре 2018 года председателем постоянной депутатской комиссии по Регламенту, мандатам, депутатской этике и нормативным правовым актам местного самоуправления Мариной Костомахиной.

Первоначальный проект, разработанный депутатами, рассматривался на заседании представительного органа в декабре 2018 года. У администрации были свои замечания и предложения по проекту. Так председатель комитета по финансам Елена Егорова пояснила: «К сожалению, не учтены поправки, которые мы предлагали в данный проект решения. Как раз ими мы предлагали учесть некоторые исключения при внесении изменений в муниципальные программы, которые не рассматривались бы депутатами. Никто не отменял статью 217 Бюджетного кодекса, в которой финансовому органу дано право вносить изменения в муниципальные программы без внесения изменений в решение Думы о бюджете. Что касается рассмотрения проекта бюджета в соответствии с проектами муниципальных программ, то тут вопросов не возникает. У нас только возникают вопросы при внесении изменения в эти программы. Дело в том, что в конце финансового года в октябре, ноябре, декабре у нас очень много перемещений между мероприятиями муниципальных программ в пределах выделенной суммы главному распорядителю средств бюджета, у которого на реализации может быть несколько муниципальных программ. А также при перемещении средств между муниципальными программами в связи с тем, что сложилась экономия, которую необходимо истратить оперативно до конца финансового года. Если мы будем работать в порядке данного проекта решения, то этой оперативности не будет».

Прокурор города Иван Бортников добавил: «Мы представили положительное заключение на данный проект. С точки юридической техники и права Думы на законотворческую инициативу проект соответствует требованиям закона. С точки зрения здравого смысла я рекомендовал бы вам прислушаться к мнению специалиста. Если сегодня есть возможность доработать этот проект, то доработайте его с учетом того, что вам рекомендует председатель комитета по финансам. Вопрос легитимности внесения изменений в программы, передвижки денежных средств остро возникает в конце года, и требуется оперативное решение того или иного вопроса. С учетом тех сроков, которые рекомендованы в данном проекте, мы, действительно, уйдем в месяц принятия решения. Поэтому я вам рекомендую взвешенно подойти к принятию решения сегодня на Думе данного нормативного правового акта».

По результатам обсуждения депутатами было принято решение - перенести рассмотрение вопроса «Об утверждении порядка рассмотрения Думой города Усолье-Сибирское проектов муниципальных программ города Усолье-Сибирское и предложений о внесении изменений в муниципальные программы города Усолье-Сибирское» на очередное заседание городской Думы в январе 2019 года.

В январе администрацией города депутатам был представлен проект порядка, но у депутатов возникло несогласие по пункту 3 части 3 порядка, что вызвало много споров и обсуждений:

«3. Предложения о внесении изменений в муниципальные программы не направляются в Думу в случаях, связанных с уточнением параметров финансового обеспечения муниципальных программ в соответствии с основаниями, предусмотренными пунктом 3 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и другими дополнительными основаниями:

3.1. внесение изменений в установленном порядке в муниципальные программы города Усолье-Сибирское в пределах общей суммы, утвержденной по соответствующей муниципальной программе города Усолье-Сибирское;

3.2. внесение изменений в установленном порядке в муниципальные программы города Усолье-Сибирское в пределах общей суммы, утвержденной соответствующему главному распорядителю средств бюджета города;

3.3. в случае увеличения бюджетных ассигнований по отдельным разделам, подразделам, целевым статьям и группам видов расходов бюджета за счет бюджетных ассигнований на оказание муниципальных услуг – в пределах общей суммы, утвержденной соответствующему главному распорядителю средств бюджета города, при условии, что увеличение бюджетных ассигнований по группе видов расходов бюджета не превышает 10 процентов;

3.4. внесение изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утверждаемые Министерством финансов Российской Федерации;

3.5. ликвидация, реорганизация, изменение наименования органов местного самоуправления, муниципальных учреждений города Усолье-Сибирское;

3.6. перераспределение бюджетных ассигнований, предусмотренных главному распорядителю средств бюджета города на предоставление бюджетным учреждениям города Усолье-Сибирское субсидий на финансовое обеспечение выполнения ими муниципального задания и субсидий на иные цели, между разделами, подразделами и целевыми статьями расходов бюджета;

3.7. перераспределение бюджетных ассигнований между разделами, подразделами, целевыми статьями, группами видов расходов бюджета на сумму средств, необходимых для выполнения условий софинансирования, установленных для получения межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету города Усолье-Сибирское из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в форме субсидий, в том числе путем введения новых кодов классификации расходов бюджета города Усолье-Сибирское, – в пределах объема бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему главному распорядителю средств бюджета города".

По результатам предварительного рассмотрения порядка на комиссии по Регламенту, мандатам, депутатской этике и нормативным правовым актам местного самоуправления, были внесены поправки.

Так по предложению депутата Анны Каныгиной из пункта 3 части 3 были исключены подпункты 3.1., 3.2., 3.3., 3.6., 3.7.

По предложению председателя Думы Натальи Ефремкиной пункт 3 был дополнен пунктом следующего содержания: «Если размер финансирования по каждому мероприятию программы при внесении изменений в муниципальные программы не превышает ста тысяч рублей на текущий финансовый год, если такие изменения  по таким мероприятиям вносятся  не чаще чем один раз в год».

Также ей было предложено, чтобы предварительное рассмотрение проектов муниципальных программ (предложения о внесении изменений в муниципальные программы) поручить рабочей группе, которая будет состоять из председателей постоянных депутатских комиссий, а возглавлять  рабочую группу будет председатель Думы  города  Усолье-Сибирское, а  рабочей группе предоставить право принимать решение о направлении, либо о не направлении проектов муниципальных программ (предложения о внесении  изменений  в муниципальные программы) на  рассмотрение в Думу.

Доработанный проект, с учетом принятых поправок на комиссии, бурно обсуждался на заседании представительного органа 31 января 2019 года. Несогласие по представленному порядку было не только у администрации города, но и между депутатами.

Депутат Вадим Кучаров требовал пояснений: «То есть, сейчас предполагается исключить депутатов и включить председателей комиссий, которые за нас будут решать, что вносить, а что не вносить в разделы программы? Получается 21 депутат по «барабану», а 7 депутатов будут главнее всех других? В этом случае нарушается принцип равенства, а я такой же избранник народа, как вы все. Получается я ничего не будут знать, а эта группа соберется и за меня всё решит. Я для чего шёл в Думу? За мной стоят мои избиратели, и в первоначальном проекте было обозначено, что мы все собираемся и комиссионно решаем, а не председатели комиссий».

В процессе обсуждения принял участие мэр города Максим Торопкин: «Я считаю, что комиссией было сделано немного неправильно. Был один проект, который предложила администрация. Я согласен, что можно внести поправки, но выносите их на Думе и там вносите поправки, которые были предложены на комиссии. Получается, что на комиссии вы полностью изменили весь проект. То, что давала администрация – это 100% отличите.  Группа, которая будет собираться, должна собираться по экстренным вещам каждый день или через день. Само собой, эта группа будет всё решать, а все остальные депутаты останутся за бортом, потому что решение необходимо будет принимать немедленно, а не ждать, когда через 10 дней соберется Дума. И все сборы восьми человек будут заканчиваться принятием единогласного решения.  В настоящее время аукционы пока только набирают свои обороты, сложившаяся экономия появится весной, и тогда нужно будет принимать решения. В летний период года, осенью, в конце года происходит по три-четыре изменения в день. Особенно это остро встает, когда область позвонит утром и скажет, что выделяет нам деньги, и нужно срочно определиться, будет ли софинансирование? В этом случае администрация города срочно собирается, переносит с какой-то статьи и подтверждает свое участие».

Депутаты Вадим Букреев и Фёдор Аникеев-Борн предлагали прийти к консенсусу и внесли свои предложения, которые не нашли поддержки у большинства депутатов. Не прошло предложение прокурора города Ивана Бортникова, чтобы вновь перенести рассмотрение данного вопроса.

В итоге, в знак протеста перед принятием решения, восемь депутатов покинули зал заседания. В соответствии п. 4 ст. 17 Регламента Думы города Усолье-Сибирское заседание Думы стало не правомочно и перенесено на 7 февраля 2019 года.

В назначенный день в зале собралось 11 депутатов, что опять говорило о неправомочности Думы, и тогда заседание было перенесено на 13 февраля 2019 года.

13 февраля заседание Думы продолжилось в присутствии 19 депутатов. Обсуждение было не долгим. Прошла поправка, внесенная председателем комиссии по бюджету и налоговой политике Фёдором Аникеевым-Борном, чтобы полномочия вместо депутатской группы передать в бюджетную комиссию, и за предложенный проект проголосовали большинство депутатов.

Слово взял мэр города Максим Торопкин: «Уважаемые депутаты, хочу вас уведомить, что в соответствии со ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ и ст. 54 Устава города данное решение мною будет не подписано, поэтому прошу рассмотреть его на расширенной комиссии, а потом вынести на Думу».

В соответствии с законодательством, нормативный правовой акт, принятый городской Думой, направляется мэру города для подписания и обнародования в течение 10 дней. Мэр города имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый городской Думой. В этом случае указанный акт в течение 10 дней возвращается в городскую Думу с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений. Отклоненный мэром города нормативный правовой акт вновь рассматривается городской Думой. Если при повторном рассмотрении указанный нормативный правовой акт будет одобрен в ранее принятой редакции не менее чем двумя третями от установленного числа депутатов городской Думы, он подлежит подписанию мэром  города в течение семи дней и опубликованию (обнародованию).

Впервые мэром города было наложено вето на нормативный правовой акт, принятый Думой седьмого созыва, и в представительный орган направлен новый порядок рассмотрения Думой города Усолье-Сибирское проектов муниципальных программ города Усолье-Сибирское и предложений о внесении изменений в муниципальные программы города Усолье-Сибирское, подготовленный администрацией города.

Предложенный порядок также предварительно рассматривался на расширенном заседании комиссии, который по предложению председателя Думы Натальей Ефремкиной был дополнен пунктом 4 части 3 следующего содержания:

«4. В случае внесений изменений в муниципальные программы города Усолье-Сибирское в соответствии с подпунктом 3.3. пункта 3. раздела 3. настоящего порядка, администрация города Усолье-Сибирское ежемесячно предоставляет отчет по изменениям объемов финансирования соответствующей муниципальной программы на имя председателя Думы города Усолье-Сибирское не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным. Председатель Думы города Усолье-Сибирское ежемесячно доводит до сведения депутатов Думы города Усолье-Сибирское информацию по данному отчету на заседании постоянной депутатской комиссии по бюджету и налоговой политике».

На очередном заседании Думы, состоявшемся 28 марта 2019 года, предложенный проект порядка нашел поддержку у большинства депутатов. "За" проголосовали 16 депутатов, "Против" - нет, "Воздержались" - 3 депутата.

Длительный процесс над разработкой и принятием данного нормативного правового акта свидетельствует о том, что представительный и исполнительный органы смогли договориться, принять конструктивное решение, а у депутатов появился еще один рычаг влияния на эффективное использование бюджетных средств, а сам процесс формирования муниципальных программ и внесение в них изменений стал более прозрачным, дает депутатам возможность и право знакомиться, высказывать предложения по содержанию данных документов на этапе их подготовки.

Порядок рассмотрения Думой города Усолье-Сибирское проектов муниципальных программ города Усолье-Сибирское и предложений о внесении изменений в муниципальные программы города Усолье-Сибирскоеутвержденный решением Думы города Усолье-Сибирское от 28.03.2019 г. № 22/7

1. Общие положения 

  1. Порядок рассмотрения Думой города Усолье-Сибирское проектов муниципальных программ города Усолье-Сибирское и предложений о внесении изменений в муниципальные программы города Усолье-Сибирское (далее – Порядок) определяет общие правила рассмотрения проектов муниципальных программ и предложений о внесении изменений в муниципальные программы города Усолье-Сибирское.
  2. Проекты муниципальных программ, проекты изменений в муниципальные программы разрабатываются в соответствии с положением о порядке принятия решений о разработке, формировании и реализации муниципальных программ города Усолье-Сибирское, утвержденным постановлением администрации города Усолье-Сибирское (далее – Положение).
  3. Проекты муниципальных программ (проекты внесения изменений в муниципальные программы) до их утверждения представляются в Думу города Усолье-Сибирское (далее – Дума) в соответствии с настоящим Порядком.

 

  1. Направление в Думу проектов муниципальных программ 
  1. Проекты муниципальных программ, предлагаемых к финансированию на очередной финансовый год и плановый период, разработанные в соответствии с Положением, направляются в Думу ответственным исполнителем муниципальной программы в срок не позднее одного месяца до дня внесения проекта решения о бюджете города Усолье-Сибирское на очередной финансовый год и плановый период в Думу города Усолье-Сибирское.

К проекту муниципальной программы должны быть приложены:

1) проект постановления администрации города Усолье-Сибирское об утверждении муниципальной программы;

2) копия заключения на проект муниципальной программы, подготовленного в соответствии с Положением;

3) копии документов, обосновывающих потребность в необходимых ресурсах на реализацию мероприятий муниципальной программы.

  1. В случае, если муниципальная программа разрабатывается в текущем финансовом году, проект муниципальной программы с приложением документов, указанных в пункте 1 настоящего раздела, направляется в Думу ответственным исполнителем муниципальной программы в срок не позднее 20 рабочих дней до дня рассмотрения Думой проекта решения о внесении изменений в бюджет города Усолье-Сибирское на очередной финансовый год и плановый период.
  2. Документы, указанные в пунктах 1 и 2 настоящего раздела направляются в Думу на бумажном и электронном носителях.

 

  1. Направление в Думу предложений о внесении изменений в муниципальные программы 
  1. Предложения о внесении изменений в муниципальную программу на очередной финансовый год и плановый период, связанные с уточнениями параметров финансового обеспечения действующей муниципальной программы в рамках процедуры формирования и утверждения бюджета города Усолье-Сибирское на очередной финансовый год и плановый период, направляются в Думу ответственным исполнителем муниципальной программы в срок не позднее одного месяца до дня внесения проекта решения о бюджете города Усолье-Сибирское на очередной финансовый год и плановый период в Думу города Усолье-Сибирское, в форме проекта постановления администрации города Усолье-Сибирское о внесении изменений в муниципальную программу (далее – проект постановления).

К проекту постановления должны быть приложены:

1) копия заключения на проект внесения изменений в муниципальную программу, подготовленного в соответствии с Положением;

2) копии документов, обосновывающих потребность в необходимых ресурсах на реализацию мероприятий муниципальной программы.

  1. Предложения о внесении изменений в муниципальную программу на текущий финансовый год и плановый период, связанные с изменениями объемов финансирования муниципальной программы, направляются в Думу ответственным исполнителем муниципальной программы в форме пояснительной записки, отражающей вносимые изменения в части объемов финансирования муниципальной программы по сравнению с действующей редакцией.
  2. Предложения о внесении изменений в муниципальные программы не направляются в Думу в случаях, связанных с уточнением параметров финансового обеспечения муниципальных программ в соответствии с основаниями, предусмотренными пунктом 3 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и другими дополнительными основаниями:

3.1. внесение изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утверждаемые Министерством финансов Российской Федерации;

3.2. ликвидация, реорганизация, изменение наименования органов местного самоуправления, муниципальных учреждений города Усолье-Сибирское;

3.3. внесение изменений в установленном порядке в муниципальные программы города Усолье-Сибирское в пределах общей суммы, утвержденной по соответствующей муниципальной программе города Усолье-Сибирское.

  1. В случае внесений изменений в муниципальные программы города Усолье-Сибирское в соответствии с подпунктом 3.3. пункта 3. раздела 3. настоящего порядка, администрация города Усолье-Сибирское ежемесячно предоставляет отчет по изменениям объемов финансирования соответствующей муниципальной программы на имя председателя Думы города Усолье-Сибирское не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным.

Председатель Думы города Усолье-Сибирское ежемесячно доводит до сведения депутатов Думы города Усолье-Сибирское информацию по данному отчету на заседании постоянной депутатской комиссии по бюджету и налоговой политике (далее - комиссия).

  1. Документы, указанные в пунктах 1 и 2 настоящего раздела направляются в Думу на бумажном и электронном носителях.

 

  1. Порядок рассмотрения Думой проектов муниципальных программ и предложений о внесении изменений в муниципальные программы 
  1. Проекты муниципальных программ (предложения о внесении изменений в муниципальные программы) рассматриваются комиссией.
  2. Организационные вопросы деятельности комиссии осуществляются в порядке, установленном Регламентом Думы города Усолье-Сибирское, утвержденным решением городской Думы от 29.09.2005 г. № 102/4 для постоянных депутатских комиссий  Думы  города  Усолье-Сибирское.
  3. Проекты муниципальных программ (предложения о внесении изменений в муниципальные программы) в течение 1 рабочего дня после регистрации в аппарате Думы направляются в комиссию в соответствии с Регламентом работы Думы.

Проекты муниципальных программ (предложения о внесении изменений в муниципальные программы) рассматриваются комиссией не позднее 10 рабочих дней со дня их регистрации в аппарате Думы.

  1. Рассмотрение проектов муниципальных программ (предложений о внесении изменений в муниципальные программы) осуществляется с участием представителей Администрации, ответственных за разработку и реализацию муниципальных программ.
  2. Перечень лиц, приглашенных к участию в заседании комиссии для рассмотрения проектов муниципальных программ (предложений о внесении изменений в муниципальные программы), определяется председателем комиссии.
  3. Комиссия в целях рассмотрения проектов муниципальных программ (предложений о внесении изменений в муниципальные программы) вправе запрашивать у Администрации дополнительные материалы и документы, содержащие обоснование принятия муниципальной программы (внесения изменений в муниципальные программы), в том числе данные исследований, аналитические материалы, правоустанавливающие документы, документы технического и иного учета, учредительные документы.

Дополнительные материалы и документы, указанные в абзаце первом настоящего пункта, представляются в комиссию в срок, обеспечивающий рассмотрение комиссией проектов муниципальных программ (предложений о внесении изменений в муниципальные программы).

  1. Комиссия по итогам рассмотрения проектов муниципальных программ (предложений о внесении изменений в муниципальные программы) принимает решение о направлении либо о не направлении проекта муниципальных программ (предложения о внесении  изменений  в муниципальную программу) на  рассмотрение в Думу.

В случае принятия решения о не направлении проекта муниципальной программы (предложения о внесении изменений в муниципальную программу) на  рассмотрение Думой Администрация утверждает муниципальную программу (внесение изменений в муниципальную программу) в соответствии с представленным проектом муниципальной программы (предложением о внесении изменений  в муниципальную программу).

В случае принятия решения о направлении   проекта муниципальной программы (предложения о внесении изменений в муниципальную программу) в Думу, данные проекты рассматриваются на заседании Думы.

  1. Дума по итогам рассмотрения принимает одно из следующих решений:

1) одобрить утверждение Администрацией муниципальной программы (внесение изменений в муниципальную программу);

2) одобрить утверждение Администрацией муниципальной программы (внесение изменений в муниципальную программу) с учетом замечаний и предложений по проекту муниципальной программы (предложениям о внесении изменений в муниципальную программу);

3) предложить Администрации не утверждать муниципальную программу (внесение изменений в муниципальную программу).

  1. При принятии Думой решения, предусмотренного подпунктом 2 пункта 8 настоящего раздела проект дорабатывается исполнителем и направляется на повторное рассмотрение в порядке, установленном разделом 4 настоящего Порядка.

 

  1. Заключительные положения 
  1. Рассмотрение проекта бюджета и утверждение бюджета города Усолье-Сибирское на очередной финансовый год и плановый период (проекта решения Думы о внесении изменений в бюджет города Усолье-Сибирское) осуществляется Думой с учетом решения, принятого в соответствии с пунктом 8 раздела 4 настоящего Порядка.
  2. После утверждения муниципальной программы (внесения изменений в муниципальную программу) в соответствии с Положением, ответственный исполнитель муниципальной программы направляет в Думу в срок не позднее 5 рабочих дней с момента утверждения таких постановлений копию постановления администрации города Усолье-Сибирское об утверждении муниципальной программы (внесения изменений в муниципальную программу) с сопроводительным письмом, содержащим информацию об учете решения, принятого в соответствии с пунктом 8 раздела 4 настоящего Порядка.
  3. Дума вправе инициировать разработку муниципальной программы в соответствии с полномочиями органов местного самоуправления, установленными законодательством Российской Федерации и Иркутской области, а также вносить предложения о внесении изменений в муниципальные программы.
  4. Дума в рамках осуществления контроля за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами органа местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения вправе запрашивать документы и материалы, связанные с реализацией настоящего Порядка.
  5. Администрация одновременно с отчетом об исполнении бюджета за первое полугодие предоставляет в Думу информацию о ходе реализации муниципальных программ по итогам первого полугодия текущего года.

Мэр города Усолье-Сибирское                                          М.В. Торопкин

Яндекс.Метрика